?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следущая запись

Семинар Рамасвами



Побывал на семинаре Шриватсы Рамасвами.  Ему сейчас около 70, от него веет спокойной добротой, прямо ощущаешь это.  

Почувствовал в нем какое-то благородное внутреннее одиночество, думаю, что это ощущает каждый кто с ним общается… Он очень тонко понимает йогу. Чувствую, что соприкоснулся с традицией, после семинара осталось такое теплое чувство…   Рамасвами все очень подробно и как-то по-доброму объяснял. Старался не напрягать физически.  После каждой последовательности лежали в шавасане.

Был на двух классах, Vinyasakrama Yoga Experience и Deepening Your Practice: Visheha Vinyasa. Первый подразумевал полный обзор того, что есть в этой системе йоги, второй был самым продвинутым классом в серии,  туда приглашались инструктора.

Рамасвами начал свое обучение у Кришнамачарьи когда ему было 15 лет. И продолжалось это обучение более 30 лет (1955-1988). Рамасвами не преподавал пока ему не исполнилось 40. Потом ему предложил преподавать сам Кришнамачарья в школе танца. Там он преподавал следующие 20 лет.  Рамасвами почти не поправлял занимающихся, совсем чуть-чуть разве что. Позже он рассказал что его ученики в Школе Танца были очень способными физически, и я , кажется, понял почему он мало поправляет :)  Он много рассказывал про Кришнамачарью… Сказал что все современные школы , которые пошли от Кришнамачарьи преподают только маленькую часть знаний Кришнамачарьи. Замыкание на одном стиле йоги или одной последовательности противоречит стилю Кришнамачарьи.  Кришнамачарья адаптировал йогу по потребностям каждого своего ученика,  адаптируясь к своему ученику, он становился тем учителем который был необходим в каждом конкретном случае.  

Кришнамачарья знал много, но ни одному ученику не передал полного набора своих знаний. И это было не из-за того что Кришнамачарья старался удержать или скрыть знания, так получалось потому что отдельно взятый ученик просто не мог воспринять всего объема. Тем не менее, занимаясь со своим гуру более 30 лет, Рамасвами видел как с течением времени изменяется подход Кришнамачарьи. Он рассказал, например,  что о существовании многих виньяс он узнал только когда сам начал преподавать и стал спрашивать совета у своего Учителя.  В определенный момент он просто не знал, что давать дальше своим ученикам. И Кришнамачарья ответил что он должен давать больше виньяс. И стал показывать ему виньясы, которым не обучал его на протяжении предыдущих 30 лет ученичества… Еще один важный для понимания момент заключается в том, что Кришнамачарья учил всегда один на один, и практически не вел группы.

Рамасвами написал книгу «The Complete Book of Vinyasa Yoga», где постарался передать весь спектр асан, которым учил Кришнамачарья, то,  что сам Рамасвами называет Vinyasa Krama Yoga. Vinyasa Krama в переводе с санскрита означает инструмент.   Основная мысль Рамасвами в том, что каждое движение должно быть синхронизировано с дыханием и должно быть полностью осознанным.  Его йога очень многогранная, это и пранаяма и мантры, и пение… Это такой красивый микс, от которого получаешь удовольствие и хочется заниматься не прекращая ни на секунду.

На первый класс пришли в основном бабушки. Рамасвами давал что-то медленное и печальное, много статических поз, виньясы, но очень несложные.  Первое занятие он начал с какого-то подобия сукшма-вьяямы , но только динамики там было побольше. Разогрев рук и плеч, поднять руки, сплести в замок , вывернуть, опустить замок за голову. Очень много было мелких движений и скручиваний.  Руки все время в вывернутом замке

Когда я его спросил после занятия про сурья-намаскар в начале практики, он мне просто ответил что в разные периоды жизни йога должна быть разной, а т.к. группа была «средне-преклонного возраста», то он и давал соответствующие вещи. С возрастом больше времени должно уделять вниманию и дыханию, меньше - асанам и виньясам.

Много говорил о практике. Говорил что каждый день надо делать статические позы как обязательный элемент практики. Динамические – в зависимости от того, как себя чувствуешь непосредственно в этот день и что необходимо твоему телу в день практики.  Если устраиваешь себе полновесную тренировку, то надо чередовать динамические последовательности со статическими позами.  Занятие по времени должно распределяться так: 60% должно быть уделено асанам, 20% - пранаяме и еще 20% посвящено медитации.

Путем замедленного дыхания мы контролируем наш ум, не позволяя ему разбрасываться. «Undisturbed mind gives us happiness» (Ramaswami).  Это так замечательно сказано!

Что касается асан, то я узнал много нового, особенно это касается виньяс и переходов между асанами. Воистину, йога бесконечна, и нет границ познанию, даже если брать только  асаны.  Из того, что удивило.  Ступни в собаке лицом вниз должны быть вместе. Пробрось ног без их перекрещивания.  Если в аштанга-виньясе руки в намасте, то в его системе это почти всегда вывернутый замок . Базовая асана – самастхити. Честно говоря была натуральная ломка, приходилось ломать стереотипы :)

На втором занятии было веселее.  Начали с приветствия на восемь сторон.  Это комплекс типа сурья намаскара только с большим кол-вом наклонов вперед и удержаний в наклоне. Делается на все четыре стороны света. Первая сторона – на восток. Потом был сурья намаскар, который меня очень удивил. Очень другой. Тем не менее принципы те же – все делается на ритм дыхания, каждое движение жестко синхронизировано с дыханием. Потом пошли разные виньясы. По сути , все что он давал – это были виньясы, странно, что практикуя аштангу-виньясу у меня никогда не было такого яркого ощущения этого…

Виньясы были довольно сложные. Особенно запомнились следующие последовательности. Одна – это так называемая последовательность Васиштасаны.

Сперва нужно выполнить классическую виньясу  (чатуранга, собака лицом вверх, собака лицом вниз).  Из собаки лицом вниз поднимаем правую руку вверх и переходим в Васиштасану.  Из нее – в пурватанасану, потом делаем на другую сторону и заканчиваем снова в собаке лицом вниз.  Было и усложнение этой виньясы – сидя в полулотусе в захватом ноги за спиной встать из этой асаны в васиштасану.

Последовательность в Лотусе. Падмасана - лечь на спину – супта падмасана – акунчита урдхва падмасана – обнять руками ноги, руки в замок – сесть  – одним движением лечь в Лотусе на живот. Очень понравилось ))

Еще раз повторюсь что каждое движение жестко привязано к дыханию. Когда мы сжимаем тело – выдох, отпускаем – вдох. Рамасвами повторил это несколько раз. Причем сам же пошутил что иногда это бывает сложно определить :).  Плюс на каждое движение есть своя мантра, их читал Рамасвами.  

В целом те занятия на которых я был очень понравились, узнал много любопытного.  Почувствовал что соприкоснулся с глубокой и красивой системой.  Система очень комплексная, мне кажется что ее изучение позволило бы лучше почувствовать историю развития современной йоги. Собираюсь читать книги Рамасвами ))

 

Comments

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
ezh108
Apr. 27th, 2008 12:43 pm (UTC)
Спасибо, интересно было почитать живое свидетельство. У меня есть его книга. Еще раз подтверждается, что Кришнамачарья много "миксовал" и спектр подачи практик был оченб широк. Кстати, в свое время другой нешироко известный ученик Кришнамачарьи, БНС Айенгар из Майсора, тоже мне говорил что в АВЙ изначально проносились при пробросе вперед и назад ноги без перекрещивания (просто сгибали в коленях) но европейцам с высоким ростом это стало трудно и Джойс ввел перекрещивание. Шешадри, ученик БНС Айенгара, сейчас тоже известный в Майсоре, например мелкий, и легко так пробрасывает.
yogaholic
Apr. 27th, 2008 01:54 pm (UTC)
Меня смущает что в своей книге он пишет что его йога - это самая правильная йога в мире. Неужели из маркетинговых соображений? На семинаре ничего подобного не было, скорее наоборот - очень толерантный, добрый и открытый человек. И другие ветви йоги он никак не принижал, наоборот, говорил что путей много, а он учит так, как его учил с детства Кришнамачарья (!), что с моей т. зр. говорит лишь об еще одной школе которая пошла от Кришнамачарьи.
Кстати, мне тоже тяжело пробрасывать без перекрещивания - пол цепляю )) Что касается проброса ног вперед, то там по идее можно и колени не сгибать...
dysfunktionl
Apr. 27th, 2008 03:54 pm (UTC)
рада, что тебе понравилось. В моём случае, он тоже поменял картину йоги в некоторых аспектах. Кстати, на семинаре в прошлом году (или это было 2 года назад? я не помню) он высказался на тему "правильности" его подхода. Если честно, я не обращаю на такие вещи внимания.
yogaholic
Apr. 28th, 2008 04:50 pm (UTC)
Знаешь, картину йоги скорее дополнил. Мне стали понятнее многие вещи... Меня по-прежнему реально прет от того что я делаю, и при взгляде на многие другие системы меня часто посещает мысль "как красиво, но не мое".
dysfunktionl
Apr. 27th, 2008 03:59 pm (UTC)
та знаешь, кроме всего прочего, он в прошлый раз такую фразу сказал: "сомнение - болезнь разума." Она у меня уже 2 года в голове сидит.
yogaholic
Apr. 27th, 2008 04:25 pm (UTC)
Да это хорошо ))) Видимо теперь будет сидеть и у меня...
(Deleted comment)
yogaholic
May. 28th, 2008 06:15 am (UTC)
На семинаре Рамасвами ничего подобного не говорил. И апломба я не видел. Честно скажу, что от семинара впечатления остались только положительные. В книге же он пишет по-другому, агрессивнее, что ли. Думаю что это из маркетинговых соображений, чтобы продавалась лучше.

Кстати, анализируя то, что говорил сам Рамасвами можно сделать вывод что и его система - это не абсолютно полное учение Кришнамачарьи. Он много раз повторял что учит так как учил его гуру с детства. С моей точки зрения это говорит лишь об еще одной авторской системе идущей от Кришнамачарьи.

Даже если то что говорит Мохан правда, Рамасвами действительно видел как изменялся стиль преподавания Кришнамачарьи в разные периоды жизни и уже этим он должен быть интересен.
(Anonymous)
May. 28th, 2008 07:17 am (UTC)
книги - это отражение мыслей автора, лишенное его личного обаяния. И Мохан, и Дешикачар - очень милые дядьки, но рынок есть рынок. Даже если это рынок йоги.
Знаете, кто-то сказал, что проблема современного диамата в том, что все читали Ленина, некоторые Маркса, но практически никто - Гегеля.
С йогой, имхо, таже история...
СА
september_me
Apr. 27th, 2008 07:31 pm (UTC)
спасибо, любопытно)

а что такое руки в замке вместо намасте?
yogaholic
Apr. 27th, 2008 07:52 pm (UTC)
в его системе все время поднимаются вверх руки, сплетенные пальцами в замок и вывернутые наружу. Мне он несколько раз делал замечания, я все время руки поднимал в намасте и хотел расставить широко ноги в собаке
september_me
Apr. 28th, 2008 05:53 am (UTC)
поняла, поняла) В бихарской школе это называют поззой пальмы (тоже тадасана, еще и на носочках мб)
yogaholic
Apr. 28th, 2008 04:34 pm (UTC)
Да, оно ) Я хотел прикрепить картинку (специально отсканировал из его книги) но чего-то не получается...
september_me
Apr. 28th, 2008 06:25 pm (UTC)
спасибо!) ты такой старательный) Я получила картинку!
antali_ya
Feb. 2nd, 2010 05:34 am (UTC)
привет! а у тебя есть его книги? Агапкин сказал, что у него в какой-то книге есть принципы построения последовательностей, ты знаешь в какой?
( 14 комментариев — Оставить комментарий )